Размер:
Цвет:

Историческая справка, а так же наиболее значимые стройки КУ "Управление автомобильных дорог".

Развитие сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

 

Исторически автономный округ имеет непродолжительный срок развития сети автомобильных дорог. «Сухопутный транспорт во внутрирайонных и тем более в межрайонных перевозках имеет ничтожное значение… Автомобильные перевозки почти совершенно отсутствуют. Преобладает конный транспорт, который применяется преимущественно зимой; в северной и северо-западной части округа используются олени… В округе имеется всего 9 мостов общей протяженностью в 450 пог. м» (Н.М. Кокосов, В.И. Никулин, В.И. Хирин, Ханты-Мансийский национальный округ, Академия наук СССР, Уральский филиал Свердловск, 1956).

Строительство нефтепромысловых автомобильных дорог началось в конце 60-х годов, наиболее интенсивно – с начала 80-х годов прошедшего столетия. Относясь к северным, экономически развивающимся территориям, социально-экономическое развитие Югры неразрывно связано с развитием сети автомобильных дорог. Так в период интенсивного развития Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса, ежегодно, с конца 60-х по 90-ые годы прошедшего столетия, на 1 млн. тонн добываемой нефти в среднем строилось 1,3 км автомобильных дорог с твердым покрытием. При этом формирование структуры сети, параметров и капитальности дорог определялось интересами развития нефтедобывающей отрасли.

С середины 90-х годов в основу приоритетов развития и совершенствования сети автомобильных дорог были положены уже интересы социальной сферы и комплексного развития территории. Этому способствовал ряд факторов – более чем шестикратное увеличение численности населения автономного округа, становление его субъектом РФ и создание территориальных дорожных фондов, позволяющих иметь источник финансирования дорожного хозяйства, а, следовательно, и возможность долгосрочного планирования развития и совершенствования сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог. Для решения задач развития и совершенствования сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.12.1994г. № 1073-р был образован Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, принятых в оперативное управление Департаментом от ГУП «Северавтодор», по состоянию на начало 1995 года составляла 831,06 км.

В 1996 году в Ханты-Мансийском автономном округе была разработана «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе» (далее Концепция). Она была рассмотрена и одобрена на различных уровнях, в том числе в Минтрансе России, в Думе Тюменской области, представительстве Минэкономики РФ по Западно-Сибирскому экономическому району, Экономическом комитете по программам развития Уральского региона. Об определяющем влиянии строительства автомобильных дорог на развитие производительных сил Западно-Сибирского и Уральского регионов высказалась группа депутатов Государственной думы в своем запросе на имя Председателя Правительства России. Депутатский запрос по поводу реализации Концепции был рассмотрен на пленарном заседании Государственной думы и направлен на имя Председателя Правительства России (письмо Председателя Государственной думы №2.12 – 18/105 от 23 января 1998г.). Концепция определяла актуальность строительства:

- автомобильной дороги Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард;

- автомобильной дороги Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск;

 - автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобъе – Надым;

- транспортного коридора вдоль восточного склона Урала, сегодня более известного как «Урал Промышленный – Урал Полярный».

 

В 1998 году по инициативе автономного округа руководителями государственной исполнительной и законодательной власти Республики Коми, Свердловской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и руководителем ФДС России было подписано соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры» (далее Соглашение), в основу которого положена вышеуказанная Концепция. Соглашение подписано с целью координации и кооперации сил, финансово-материальных ресурсов и управления процессом развития транспортной инфраструктуры. Благодаря скоординированной позиции территорий и Федеральной дорожной службы России в развитии автомобильных дорог в Западно-Сибирском и Уральском регионах в Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999г. №438, в число 18-ти основных автодорожных коридоров Российской Федерации были включены автомобильные дороги:

- Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард;

- Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск.

 

Признание важности транспортного коридора вдоль восточного склона Урала, сегодня более известного как «Урал Промышленный – Урал Полярный», получило в 2005 году. Формирование автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобъе – Надым в настоящее время реализуется в рамках программы «Сотрудничество». Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности разработки документов определивших долгосрочное развитие транспортной инфраструктуры региона и их реализацию, скоординировано осуществляемую субъектами Российской Федерации и федеральным центром, изначально определенную Соглашением.

 

Занимая лидирующие места по ряду важных макроэкономических показателей (объем добычи нефти, производство электроэнергии, объем промышленной продукции и др.), Югра, во многом, стала опорой экономической стабильности и энергетической безопасности России. Дальнейшее социально-экономическое развитие автономного округа, сохранение роли опорного региона, «локомотива роста», требуют опережающего и инновационного развития сети автомобильных дорог, направленного на эффективное решение задач:

- усложнения структуры экономики, роста экономической интеграции Югры с другими субъектами РФ за счет повышения связанности секторов экономики, обеспечиваемой развитием транспортной инфраструктуры;

- расширения сферы хозяйственного освоения территории и получение доступа к новым источникам природных ресурсов (нефтяных, лесосырьевых, минерально-сырьевой базе Приполярного Урала);

- повышения роли автономного округа, не только как стратегического поставщика углеводородного сырья, но и как региона, занимающего связующее, очень важное пространственное положение в национальной сети автомобильных дорог;

- снижения издержек в производственном секторе экономики (уменьшение затрат на транспорте, увеличения скоростей транспортных потоков и товародвижения, ускоряющих «оборачиваемость» капитала и делающих территорию инвестиционно привлекательной);

- повышения уровня занятости и создания более комфортных условий жизни населения, обеспечиваемых ростом мобильности населения, возможностью формирования регионального рынка труда, транспортной доступности различных видов медицинской помощи, образования, спорта и культурных ценностей.

Стратегия развития и совершенствования сети автомобильных дорог в Югре формируется под воздействием тенденций, которые, с определенной условностью, можно свести в две группы – внешние и внутренние. Внешние тенденции определяют направления развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих:

- дальнейшее формирование автодорожных коридоров и использование здесь не только транзитного потенциала, но и важного, связующего положения Югры в национальной транспортной системе по направлениям «Запад-Восток» и «Арктика-Азия»;

- ускорение процессов интеграции Югры с другими территориями, в т.ч. и в формировании территориально-производственных кластеров.

Предусматриваемое Транспортной стратегией Российской Федерации развитие автодорожного маршрута «Северо-Запад - Сибирь» (Санкт-Петербург – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск), наряду с объединением Северо-Сибирской железнодорожной магистрали с Белкомуром позволит не только реализовать транзитный потенциал территории, но, пересекая важнейшие сырьевые базы страны, аналогично Транссибу, будет формировать и второй промышленный пояс Сибири (рис. 1).

 

 

Описание: Межконтинентальные транспортные коридоры22.jpg

Рис. 1 Межконтинентальные транспортные коридоры «Европа - Азия»

(из государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу

с дополнением коридора «Арктика - Азия»)

 

 

Продление автодорожного коридора Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард до Петропавловска (Казахстан) и вхождения его сеть международных автомобильных дорог Азии, является важной и актуальной задачей в формировании транспортного коридора, "Арктика-Азия". Наряду с продлением железной дороги от Салехарда и далее к портам Северного морского пути (Харасавей, Сабетта и Новый Порт), транспортный коридор в перспективе свяжет все транспортные коридоры, включая Северный морской путь, проходящие по территории России в направлениях «Запад - Восток», а при продлении его в транспортную сеть Казахстана, и в Азии (рис.2). Актуальность продления автодорожного коридора до Петропавловска подтверждена на совещании рабочей группы Межправительственного совета дорожников (МСД), прошедшем в 2010 году в г.Ханты-Мансийске. В совещании, помимо членов рабочей группы МСД из Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, Секретариата МСД, Международной академии транспорта, Экспертно-научного совета МСД, приняли участие руководители дорожных администраций по территории которых проходит автодорожный коридор, а также ассоциированные члены МСД.

Формирование коридора «Арктика-Азия» направлено на развитие единого евразийского пространства, включая освоение Севера и Арктики, важность которых определены документами, направленными на развитие страны.

 

Описание: Направления развития транспортных связей.jpg

Рис. 2 Направления развития транспортных связей, обеспечиваемых вхождением автодорожного коридора в транспортную сеть Казахстана

 

Внутриокружные тенденции заключаются в необходимости решения задач по повышению степени связанности населенных пунктов автомобильными дорогами, снижению различий в социально-экономическом развитии отдельных территорий, обеспечению возрастающей потребности населения в мобильности, повышению инвестиционной привлекательности автономного округа. Отмеченное вызвано необходимостью усложнения структуры экономики, создания единого регионального рынка, развития малого и среднего бизнеса, повышения качества жизни населения, формирования городских агломераций.

Развитие сети автомобильных дорог Югры, отвечающее растущим потребностям в обеспечении мобильности населения, объясняется не только высоким уровнем доходов и количеством личного автомобильного транспорта, но и положительной тенденцией изменения численности населения в трудоспособном возрасте в сопоставлении с Россией и Уральским федеральным округом (УФО). Так, например, по прогнозу Росстата изменение численности населения в трудоспособном возрасте к 2026 году, относительно 2009 года, в Югре ожидается на 108%, в то время как по УФО и России, соответственно, на 87% и 84%.Отмеченное делает актуальным переход к скоординированному и комплексному развитию и совершенствованию транспортной системы, формируемой транспортом различного функционального назначения и форм собственности, отвечающих возрастающим требованиям секторов экономики и социальной сферы. А это невозможно достичь без инновационного пути развития и совершенствования сети автомобильных дорог, повышения роли государства и государственного управления, что и определяется Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

При общей площади Югры 534,8 тыс. квадратных километров, протяженность автомобильных дорог всех форм собственности в автономном округе составляет около 28 тыс. км. При этом протяженность региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, по состоянию на начало 2015года – 2733,2 км.

Ведущая роль Югры в промышленном секторе экономики страны предопределила особенности формирования сети автомобильных дорог, их строительства и содержания. К ним относятся:

- преобладание в общей дорожной сети частных автомобильных дорог (их доля в Югре в 4,5 и 2,4 раза выше, соответственно, аналогичного показателя по России и по УФО);

- высокая доля автомобилей большой грузоподъемности в составе автопарка Югры;

- большой грузооборот (в тонно-километрах), приходящийся в среднем на 1 км автомобильных дорог, так же значительно превосходящий аналогичный показатель по стране и по УФО.

Кроме того ежегодно оборудуются и содержатся межмуниципальные зимние автомобильные дороги и ледовые переправы общего пользования, протяженность которых постоянно сокращается в связи со строительством автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (на начало 2015 года их протяженность составляла 2573,2 км, в т.ч. 17,1 км ледовых переправ).  

Именно региональные, межмуниципальные и федеральная автомобильные дороги формируют как структуру сети дорог, так и воспринимают основные нагрузки от автомобильного транспорта. Это характеризует и то, что доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения I-III категорий в общей протяженности дорог в Югре значительно выше, чем в стране и УФО.

 

Доля автомобильных дорог по категориям в общей протяженности региональных

и межмуниципальных автомобильных дорог

Региональные и межмуниципальные

автомобильные дороги

Категории дорог

I

II

III

IV

V

1.Российская Федерация

0,30

2,53

19,67

62,41

15,09

2.Уральский Федеральный округ

0,54

4,68

24,22

64,48

6,08

3.Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

0,56

9,63

64,57

21,33

3,91

 

Дальнейший рост интенсивности движения по автомобильным дорогам предопределен:

- увеличением транзита через территорию автономного округа по направлению «Арктика-Азия», а по мере формирования маршрута федерального значения «Северо-Запад - Сибирь» и в направлении «Запад - Восток»;

- повышением мобильности населения автономного округа;

- возрастающими объемами промышленных грузов, транспортируемых по автомобильным дорогам, необходимых для функционирования предприятий нефтедобывающего комплекса, развития лесопромышленного комплекса, горной промышленности Приполярного Урала, агропромышленного комплекса и объектов приоритетных инвестиционных проектов.

Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям. Так, например, фактическая интенсивность движения по мосту через реку Обь в районе г.Сургута в 2014 году в 2,3 раза превысила расчетную интенсивность движения на 2015 год, определенную технико-экономическим обоснованием строительства моста.

Важное воздействие автомобильные дороги оказывают на расширение сектора услуг, в первую очередь имеющих социальную направленность. К их числу относятся:

- повышение спроса на услуги дорожного сервиса и туризма;

- развитие регионального агрорынка, услуг торговли, мобильных служб бытового обслуживания населения;

- развитие потребительской кооперации и бытовых услуг, имеющих большое значение для сельского населения автономного округа;

- развитие системы медицинских и культурно-досуговых услуг населению автономного округа, бизнес-услуг, обладающих маневренностью, мобильностью доставки, перемещаемостью.

Все это способствует развитию малого и среднего бизнеса, без которого невозможно устойчивое социально-экономическое развитие автономного округа, в связи с имеющим место крайне неустойчивым соотношением между большими и малыми частями структуры её экономики.

Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей транспортно-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Необходимо строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях. Отмеченное делает актуальным:

- развитие сети автомобильных дорог (строительство);

- совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);

- формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;

- приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.

Стратегия развития и совершенствования сети автомобильных дорог автономного округа реализуется посредством государственных программ автономного округа, формирование которых скоординировано с федеральными государственными программами, определяющими совершенствование и развитие автомобильных дорог в стране. В настоящее время развитие и совершенствование сети автомобильных дорог определяются подпрограммой «Дорожное хозяйство» Государственной программы автономного округа «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительств автономного округа от 9 октября 2013г. №418-п.

Государственная программа размещена на сайте: