Размер:
Цвет:

Руководство по соблюдению обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного контроля в области организации дорожного движения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство подготовлено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

1.2. Обязательные требования установлены в отношении казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» (далее – автономный округ) и органов местного самоуправления в автономном округе уполномоченными на осуществление мероприятий по организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения автономного округа (далее – субъекты регионального государственного контроля).

1.3. Целью настоящего Руководства является оказание субъектам регионального государственного контроля информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа в области организации дорожного движения в автономном округе.

1.4. Уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа на осуществление регионального государственного контроля в области организации дорожного движения в автономном округе (далее – региональный государственный контроль) является Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа (далее – Департамент).

1.5. Предметом регионального государственного контроля является соблюдение субъектами регионального государственного контроля обязательных требований в области организации дорожного движения, в том числе:

по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения;

по осуществлению мониторинга организации дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального, местного значения автономного округа;

по оценке соответствия фактических параметров дорожного движения параметрам, установленным как характеризующие дорожное движение и эффективность дорожного движения в документации по организации дорожного движения;

по оценке обеспечения эффективности организации дорожного движения в решениях, предусмотренных в документации по организации дорожного движения на территории автономного округа, на территориях муниципальных образований автономного округа.

1.6. Законодательство в области организации дорожного движения в автономном округе состоит из Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ), других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов в области организации дорожного движения.

1.7. Региональный государственный контроль осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами Департамента плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов регионального государственного контроля в соответствии с Федеральным законом № 443-ФЗ, Федеральным законом № 294-ФЗ.

Основанием для включения плановой проверки в план проверок является истечение 3 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения субъектом регионального государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований законодательства в области организации дорожного движения, выданного Департаментом;

2) поступление в Департамент заявлений от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации из органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований законодательства в области организации дорожного движения, если такие нарушения создают предпосылки для снижения эффективности мероприятий по организации дорожного движения;

3) наличие правового акта автономного округа о проведении внеплановой проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2. Состояние нормативного правового регулирования

в соответствующей сфере деятельности

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю в области организации дорожного движения в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и региональной информационной системе автономного округа «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3. Обязательные требования законодательства в области

организации дорожного движения в автономном округе

3.1. Государственное регулирование в области организации дорожного движения осуществляется путем установления, соблюдения:

3.1.1. требований к организации дорожного движения;

3.1.2. требований к мониторингу дорожного движения;

3.1.3. требований к обеспечению эффективности организации дорожного движения;

3.1.4. квалификационных требований к профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения;

3.1.5. требований к парковке общего пользования;

3.1.6. требований к платной парковке;

3.1.7. требований к организации дорожного движения при размещении объектов капитального строительства;

3.1.8. требований к документации по организации дорожного движения.

3.2. Требования к организации дорожного движения.

3.2.1. Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3.2.2. Состав и виды работ по организации дорожного движения должны соответствовать классификации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.

3.2.3. Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения.

3.2.4. Установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о техническом регулировании и о стандартизации.

3.3. Требования к мониторингу дорожного движения.

3.3.1. Мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области организации дорожного движения, оценки деятельности субъектов регионального государственного контроля по организации дорожного движения, а также в целях обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации дорожного движения.

3.3.2. Порядок мониторинга дорожного движения утверждается Министерством транспорта Российской Федерации, который устанавливает периодичность и правила проведения обследований дорожного движения на дорогах, порядок предоставления учетных сведений об основных параметрах дорожного движения.

3.3.3. К основным параметрам дорожного движения относятся:

1) параметры, характеризующие дорожное движение (интенсивность дорожного движения, состав транспортных средств, средняя скорость движения транспортных средств, среднее количество транспортных средств в движении, приходящееся на один километр полосы движения (плотность движения), пропускная способность дороги);

2) параметры эффективности организации дорожного движения, характеризующие потерю времени (задержку) в движении транспортных средств и (или) пешеходов.

3.3.4. Порядок определения основных параметров дорожного движения при организации дорожного движения, порядок ведения их учета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.4. Требования к обеспечению эффективности организации дорожного движения.

3.4.1. Обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется посредством реализации мероприятий по организации дорожного движения, к которым относятся:

1) управление распределением транспортных средств на дорогах, включая разделение движения транспортных средств на однородные группы в зависимости от категорий транспортных средств, скорости и направления движения, распределение их по времени движения;

2) повышение пропускной способности дорог, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности, формирования кольцевых пересечений и примыканий дорог, реконструкции перекрестков и строительства транспортных развязок;

3) оптимизация циклов светофорного регулирования, управление светофорными объектами, включая адаптивное управление;

4) согласование (координация) работы светофорных объектов (светофоров) в границах территорий, определенных в документации по организации дорожного движения;

5) развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения пешеходов и велосипедистов, в том числе строительство и обустройство пешеходных переходов;

6) введение приоритета в движении маршрутных транспортных средств;

7) развитие парковочного пространства (преимущественно за пределами дорог);

8) введение временных ограничения или прекращения движения транспортных средств.

3.4.2. При управлении распределением транспортных средств на дорогах должны быть учтены мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог, а также иных объектов капитального строительства, влияющих на основные параметры дорожного движения.

3.4.3. При выполнении работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участков дороги проезжая часть на данных участках дороги может быть закрыта для проезда не более чем на 50 процентов. В случае необходимости закрытия проезда на участках дороги более чем на 50 процентов должен быть обеспечен объезд данных участков дороги. Устройство ограждений в целях выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участка дороги допускается не раньше чем за три календарных дня до начала указанных работ. Установка ограждений для выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту участка дороги, сроки выполнения которых не определены в договорах на выполнение указанных работ, не допускается.

3.4.4. Повышение пропускной способности дорог должно достигаться в том числе за счет обустройства остановочных пунктов (при наличии возможности) уширением проезжей части (заездными карманами) или переходно-скоростными полосами в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

3.4.5. Размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается.

3.4.6. В целях обеспечения эффективности организации дорожного движения могут быть введены временные ограничение или прекращение движения транспортных средств на автомобильных дорогах в отношении транспортных средств определенных видов (типов), категорий, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.

3.4.7. В случае принятия решения о введении временных ограничений или прекращения движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения субъекты регионального государственного контроля обязаны осуществить компенсационные мероприятия (повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, открытие новых маршрутов регулярных перевозок или увеличение провозных возможностей действующих маршрутов регулярных перевозок, организация парковок (парковочных мест), развитие инфраструктуры в целях обеспечения движения велосипедистов, иные подобные мероприятия), направленные на повышение качества транспортного обслуживания населения.

3.5. Квалификационные требования к профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения.

3.5.1. Квалификационные требования устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стажа (опыта) в отношении профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения. Необходимый уровень знаний и умений достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.

3.5.2. Квалификационные требования к профессиям и должностям, связанным с организацией дорожного движения, устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

3.6. Требования к парковке общего пользования.

3.6.1. Парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.

3.6.2. Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.

3.6.3. Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.

3.6.4. Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.

3.6.5. Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

3.6.6. Субъекты регионального государственного контроля осуществляют ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения и местного значения соответственно согласно порядку, установленному Правительством автономного округа.

3.6.7. Реестр парковок общего пользования представляет собой общедоступный информационный ресурс, содержащий сведения о парковках общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, вне зависимости от их назначения и формы собственности.

3.6.8. На парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов.

3.6.9. Установка ограждений и иных конструкций, препятствующих использованию парковок общего пользования, за исключением платных парковок, не допускается.

3.6.10. Организация въезда транспортных средств на парковку общего пользования и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке общего пользования должны осуществляться в соответствии с проектом организации дорожного движения.

3.6.11. Владельцы парковок общего пользования обязаны размещать правила пользования парковками общего пользования в общедоступных местах для ознакомления.

3.7. Требования к платной парковке.

3.7.1. Платная парковка должна соответствовать требованиям к парковкам общего пользования.

3.7.2. Размер платы за пользование платными парковками на автомобильных дорогах определяется в соответствии с методикой расчета, определенной Правительством автономного округа, и не должен превышать максимальный размер такой платы, установленный Правительством автономного округа.

3.7.3. Территория, на которой организована платная парковка, должна быть обозначена дорожными знаками и дорожной разметкой, оборудована автоматизированной системой оплаты в наличной или безналичной форме в соответствии с проектом организации дорожного движения.

3.7.4. Взимание платы за пользование платной парковкой не допускается в отношении транспортных средств, используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, а также транспортных средств федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, используемых в связи со служебной необходимостью.

3.7.5. Субъекты регионального государственного контроля обязаны осуществлять информирование населения о подготовке решения о создании и использовании платных парковок посредством размещения соответствующей информации в периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления для опубликования (обнародования) официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, а также посредством размещения не позднее чем за тридцать дней до начала пользования платными парковками на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующей информации:

1) обоснование необходимости пользования платными парковками, основные проблемы в сфере дорожного движения, которые планируется решить посредством введения платы за пользование парковками общего пользования;

2) дата начала пользования платными парковками;

3) предполагаемые зоны платных парковок на территории автономного округа, муниципального образования;

4) порядок пользования платными парковками;

5) размер и порядок осуществления оплаты за пользование парковками.

3.8. Требования к организации дорожного движения при размещении объектов капитального строительства.

Размещение объектов капитального строительства в нарушение требований по обеспечению эффективности организации дорожного движения не допускается.

3.9. Требования к документации по организации дорожного движения.

3.9.1. Документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона
№ 443-ФЗ и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, в области охраны окружающей среды, о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

3.9.2. Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.

3.9.3. Документация по организации дорожного движения должна разрабатываться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду транспортных средств.

3.9.4. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

3.9.5. Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.

3.9.6. Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами.

3.9.7. Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек.

3.9.8. Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются и утверждаются на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования на территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем.

3.9.9. Внесение изменений в комплексные схемы организации дорожного движения осуществляется в случае изменения дорожно-транспортной ситуации, но не реже чем один раз в пять лет.

3.9.10. Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

3.9.11. Комплексные схемы организации дорожного движения, разрабатываемые для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо их частей, а также для территорий нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений, имеющих общую границу, подлежат согласованию:

1) с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов или городских поселений, имеющих общую границу с муниципальными районами, городскими округами или городскими поселениями, в отношении которых ведется разработка таких схем;

2) с Департаментом;

3) с ФКУ «Уралуправтодор» при наличии на указанной территории автомобильных дорог федерального значения;

4) с органами и организациями, перечень которых установлен Правительством автономного округа.

3.9.12. Реализация неутвержденных комплексных схем организации дорожного движения не допускается.

3.9.13. Утвержденная комплексная схема организации дорожного движения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.9.14. Проекты организации дорожного движения разрабатываются:

1) на период эксплуатации дорог или их участков;

2) на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки;

3) для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств.

3.9.15. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.

3.9.16. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются субъектами регионального государственного контроля по согласованию:

1) с ФКУ «Уралуправтодор» при условии, что автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с органами и организациями, перечень которых установлен Правительством автономного округа.

3.9.17. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются субъектами регионального государственного контроля по согласованию:

1) с ФКУ «Уралуправтодор» при условии, что автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам федерального значения или пересекают их;

2) с казенным учреждением автономного округа «Управление автомобильных дорог», если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;

3) с органами и организациями, перечень которых установлен Правительством автономного округа.

3.9.18. Проекты организации дорожного движения должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней со дня поступления таких проектов на согласование.

3.9.19. Реализация проектов организации дорожного движения, не прошедших обязательных согласований, не допускается.

3.9.20. Требования к составу и содержанию проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Ответственность за нарушения обязательных требований

в области организации дорожного движения в автономном округе

В случае нарушения законодательства в области организации дорожного движения в отношении виновных лиц применяются следующие санкции:

1) выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

2) оформление и выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами Департамента в случае выявления нарушений, предусмотренных:

4) частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей;

5) статьей 19.4.1 КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 10000 рублей;

6) частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 10000 до 20000 рублей;

7) статьей 19.7 КоАП РФ - непредставление сведений (информации) в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.

Протоколы об административных правонарушениях направляются на рассмотрение в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.

 

Опубликовано: 21.08.2020 11:56        Обновлено: 21.08.2020 11:56